Каков прогноз развития рынка логистических услуг в Украине? Что нужно знать о последних трендах? Каких проблем опасаться? Обо всем этом на XXI Всеукраинской конференции День Логиста поделились своим опытом ведущие специалисты данной отрасли.

В мероприятии приняли участие более 150 директоров по логистике, генеральных директоров, директоров по продажам, коммерческих директоров, руководителей складской и транспортной логистики, а также других специалистов отрасли.

Учредитель конференции В2В медиа-группа TradeMasterGroup благодарит спикеров и партнеров за сотрудничество и поддержку:

Партнёр погрузочной и складской техники – Logistic Forklift

Энергетический Партнёр – Энерджи ГМБХ

Трансформационный Партнёр – YouCoach

Логистический Партнёр – U&Sluno, a.s.

Партнёр Конференции – поставщик коммерческих автомобилей – Амако + Ивеко

Партнёр ИнтерКаргоТрак – производитель автофургонов – Интеркарготрак

Партнёр по Цифровой Трансформации – Uma Consulting

Производитель кузовов для коммерческого транспорта – Мокавто

HR Партнёр – Sun One

Партнер по автоматизации логистики – Quantum International

Трансферный Партнёр – Лайм Такси

IT Партнёр – Спілка Автоматизаторів Бізнесу

Партнёр кофе-брейков – Trevi

Об особенностях украинского рынка грузоперевозок рассказывает Иван Шпак, аналитик отдела анализа рынков компании Pro-Consulting, в своем докладе “Анализ объема грузоперевозок в Украине. Структура рынка. Изменение перевозки грузов по видам транспорта”.

“Общая проблема рынка грузоперевозок в Украине – снижение количества перевозок железнодорожным транспортом, – отмечает Иван Шпак. – Пик положительных показателей был зафиксирован в 2015 году, однако с тех пор цифры лишь стремительно снижались”.

Причины негативной динамики – повышение стоимость перевозок, а также изношенность вагонов. Кроме того, свою роль также сыграло введение маршрутизации отправлений: проще говоря, Укрзализныця перестала подавать грузовые поезда на малоактивные станции и небольшие элеваторы. Таким образом, отправка зерновых грузов фактически стала прерогативой исключительно крупных элеваторов.

Согласно данным УЗ, уже в следующем году 170 тысяч грузовых вагонов будут выведены из эксплуатации. Иван Шпак считает: это может усилить общий дефицит вагонов, что отразится на других типах перевозок – ведь часть грузов, которые ранее предназначались железной дороге, начнет перевозить речной и автомобильный транспорт.

Как пройти “испытание таможней” без риска для себя и своего бизнеса? Об этом в докладе “Таможенные риски в логистических процессах международной торговли. Как правильно использовать таможенную логистику в внешнеэкономической деятельности” рассказывает ведущий эксперт компании «Независимое Таможенное Агентство» Валерий Губарев.

“Общение с таможней и связанные с этим проблемные ситуации действительно можно предупредить, – отмечает Валерий Губарев. – Именно для этого в процессах международной торговли давно существует такое понятие, как таможенная логистика”.

Чтобы обезопасить себя и свой груз, нужно не так уж много: знать точный маршрут груза и график его перевозки, а также – нужны ли грузу финансовые гарантии. На основе этой информации рассчитываются все потенциальные риски, которые могут возникнуть на таможне. В сумме, отмечает Валерий Губарев, все это поможет избежать проблемных ситуаций на границе.

Могут ли логисты “уживаться” с другими отделами компании – и как сделать этот процесс максимально эффективным? Об этом в своем докладе “Взаимодействие логистики со смежными подразделениями в компании и влияние на общий результат” рассказывает начальник департамента логистики, ООО «Субару Украина» Татьяна Лазуренко.

“Логистическая система внутри компании во многом напоминает нейронную сеть, – говорит Татьяна Лазуренко. – Мы работаем с закупками, производством, продажами, IT, бухгалтерией и администрацией. Как не оказаться при этом в ситуации из басни “Лебедь, рак и щука”? Мы выработали для этого успешную стратегию”.

По мнению Татьяны Лазуренко, главный фактор успеха в коммуникации – наличие общего языка. Как он будет работать в вашем конкретном случае, с другими отделами компании стоит оговаривать еще “на берегу”. Возможно, вы общаетесь только посредством рабочих имейлов – и игнорировать их нельзя. Возможно, к коммуникационным каналам также добавлены телефонные звонки и вайбер – однако в таком случае стоит определить, какой канал в данном случае является “главным”. Такие договоренности помогают не только быстрее принимать рабочие решения, но и избегать конфликтов.

О кадровых проблемах в логистической сфере рассказывает в своем докладе “Водитель погрузчика. Ценность квалифицированного персонала, правильный подбор, обучение” руководитель Киевского регионального структурного подразделения “Логистик Форклифт” Виктор Усатый.

Представить рынок логистики и ритейла без погрузочной техники невозможно. А технику – без ее операторов. Профессия “водитель погрузчика” действительно востребована на украинском рынке – однако этот факт не помогает закрыть насущную потребность. Почему так?

“Простая арифметика, – говорит Виктор Усатый. – Зарплата для водителей погрузчиков в Украине – от 8 до 16 тысяч гривен. На Западе – от 20 до 35 тысяч гривен, в зависимости от загруженности оператора. В результате имеем ситуацию: специалисты нарабатывают практику в Украине, а по истечении трех лет уезжают за рубеж”.

Отрасль логистических складов остро нуждается в квалифицированных операторах погрузчиков, добавляет Виктор Усатый. Постоянная ротация кадров в данной сфере связана на данный момент не с ростом отрасли, а постоянным оттоком персонала.

Опытом своей компании в процессе внедрения автоматизации логистики делится Евгения Кривонос, директор по развитию, ООО «Небесна Криниця ЛТД» в своем докладе “Как сократить бек-офис и сфокусироваться на сервисе. Опыт автоматизации доставки воды”.

“В процессе внедрения автоматизации мы очень быстро поняли: проблемы логистики – это не только проблемы логистики, – говорит Евгения Кривонос. – Подстраиваясь под тотальную диджитализацию, мы обновили свой сайт, добавив туда личный покупателя – и параллельно начали думать о новом сервисе маршрутизации”.

Программы, которые ранее по отдельности решали конкретные задачи компании (выгрузка заказов, построение маршрутов доставки) показали свою неэффективность – слишком много факторов в них невозможно было учесть, что влекло за собой человеческий фактор.

“Знаете, как выглядит этот человеческий фактор в сфере доставки воды? – спрашивает Евгения Кривонос. – Если в маршруте есть ошибка, водитель обязательно решит, что он знает лучше – и начнет доставлять заказы по своему усмотрению. В результате люди получают воду не в оговоренное время – а иногда и не получают вовсе”.

Чтобы решить проблему, в новые ПО для автоматизации включили три составляющие:

модуль планирования

модуль мониторинга

мобильное приложение для автоматизации и контроля экспедиторов.

Smart расчеты начали включать не только географические данные и время доставки, но также коэффициент зон города, дней недели, а также личный уровень осведомленность водителя, который помогает ему ориентироваться на местности. Нововведения закрыли “белые пятна” в логистике, позволив сделать доставку воды гораздо эффективней.

Как логистической компании успешно управлять клиентским опытом? Об этом в своем докладе “Важность построения омниканального взаимодействия с клиентами для логистического оператора. История успеха” рассказывает эксперт по цифровой трансформации компании UMA Consulting Андрей Грач.

В современном мире на первое место выходит взаимодействие клиента с компанией. Таким образом, качество услуг доставки определяется клиентом, как умение компании управлять клиентским опытом, предоставляя возможность достойной и удобной коммуникации. Как это происходит на практике? Андрей Грач приводит кейс сотрудничества с компанией Ін-Тайм.

Не смотря на то, что Ін-Тайм на протяжении 17 лет занимается предоставлением услуг экспресс-доставки по Украине, в 2016 году было принято решение разработать стратегическую трансформацию. В обновленный сервис решено было ввести международные стандарты, а также разного рода инновации в операционной системе.

“В процессе анализа данных компании мы пришли к выводу: омниканальность является ключевым окном для взаимодействия с клиентами, – говорит Андрей Грач. – В случае с Ін-Тайм порядка 20% всех отправителей и получателей обращаются в контакт-центр компании. Для взаимодействия с ними помимо входящих и исходящих звонков используется чат, письма на электронную почту, смс, страница компании в фейсбуке, мессенджеры и чат-боты. Ключевая цель бизнеса – объединить историю взаимодействия клиента с бизнесом в одном окне, сделав это общение максимально простым и удобным”.

Как выбрать ПО для автоматизированного составления маршрутов доставки – и успешно встроить в структуру предприятия, рассказывает в своем докладе “Выбор, интеграция и результаты внедрения сервиса автоматизации формирования маршрутов доставки” директор транспортной и складской логистики “ФАЙНО-ГРУПП” Андрей Седельников.

“Каждый день наша компания доставляет продукты питания в более чем 1200 торгово-розничных точек. Добавьте к этому сеть собственных фирменных магазинов, чтобы понять загрузку отдела логистики”, – говорит Андрей Седельников.

Выбирая подходящий сервис автоматизации для своего автопарка, компания “ФАЙНО-ГРУПП” опиралась на следующие характеристики будущего сервиса:

интеграции – простота и универсальность;

интерфейс – интуитивно-понятный;

гибкость системы – возможно масштабирование и доработки;

стоимость – дороже не значит лучше;

базовый функционал – широкие возможности;

моделирование – как было/как будет.

Выбор “ФАЙНО-ГРУПП” в конечном итоге пал на украинский софт, наиболее востребованными функциями которого оказались автоматический расчет, расчет с использованием группировок ТРТ 3 и расчет с учетом распределения ТРТ по гео-зонам.

“Положительные изменения после полноценной интеграции не заставили себя ждать, – говорит Андрей Седельников. – Так, во втором полугодии пробег по всем филиалам значительно уменьшился, составив 138 тысяч километров. Разительно сократилось также время работы логистов – на 75-80%. Время до ТО автомобилей выросло и у нас появилась возможность следить за простоями и перемещением ТС. У водителей появилось больше времени на отдых”.

Как логистической компании “удержаться на плаву”, оптимизировав свои рабочие процессы? Об этом в своем докладе “Новый уровень управления транспортной компанией в результате комплексной автоматизации рассказывает директор компании BGS Solutions Анжелика Ефанова.

“Как любой живой организм, предприятия вначале зарождаются, после этого наступает стадия младенчества (когда главное – выжить, собрав достаточное количество денег), а затем приходит так называемая стадия “Давай-давай”, когда уже необходимо выйти на стабильные продажи, – рассказывает Анжелика Ефанова. – Именно на этой стадии чаще всего начинаются системные проблемы”.

Действительно, на первый взгляд, у компании все отлично: сотрудники накопили достаточно опыта, контракты заключаются, клиенты рекомендуют услуги компании. Однако что-то не так. Это “что-то” – неправильная организация бизнеса, которая мешает ему эффективно расти.

“Оптимизация – хорошее “противоядие” для такого разлада внутри компании. Однако далеко не каждая модель оптимизации подойдет вашему бизнесу, – говорит Анжелика Ефанова. – Потому первый совет, который мы даем всем предприятиям транспортной области – это найти свое место, определить себя, свою компанию и свои возможности и ресурсы будущей автоматизации”.

Для каждого – уровень автоматизации свой. Кто-то желает просто начать вести учет заявок и денежных поступлений в системе, а кто-то хочет оптимизировать маршруты и работать с big data. Каждый вектор движения – приемлем, если соотносится с целями и возможностями компании.

О проекте “Route to market”, который открыл для Coca-Cola Beverages Ukraine Limited путь к мониторингу и оптимизации расходов, выручки и уровня сервиса, рассказывает менеджер по логистике компании Андрей Халимоненко.

Основная проблема всех производственных компаний: показатели отдела продаж являются главными антагонистами показателей логистики. В связи с этим руководство проекта решило сфокусировать внимание на трех основных направлениях производственной компании, которые так или иначе составляют основу ее стратегии:

оптимизация расходов

увеличение выручки

улучшение уровня сервиса, который компания предоставляет заказчикам

“Route to market – это все то, что помогает нам достичь тех целей, которые поставлены в разрезе конкретной стратегии, – говорит Андрей Халимоненко. – Route to market стал основой для того, чтобы объяснить всем внутри компании, как мы будем достигать того, что было поставлено в разрезе стратегии компании”.

Что происходит на украинском рынке складской недвижимости? Об этом рассказывает Дмитрий Пасенков, руководитель департамента агентских и консультационных услуг в сфере промышленной и логистической недвижимости, Cushman & Wakefield в своем докладе “Тенденции и перспективы рынка складской логистики в 2019-2020 годах. Анализ основных факторов: вакантность, спрос, новое предложение. Основные сделки на рынке в QI 2019 годa”.

“Показатели аренды помещений в прошлом году падали, – говорит Дмитрий Пасенков. – Всего арендовано было 179 тысяч квадратных метров недвижимости – и по причине негативной динамики часто забирали помещения, которые ранее были не востребованы”.

Главные компании, которые формировали спрос на рынке аренды в первом квартале 2018 года – логистика-перевозки, непродовольственный ритейл и товары ежедневного потребления. Однако и они, как правило, заключали сделки в небольших форматах.

Главным трендом прошедшего года оказалось изменение динамики. Так, если в 2007-2008 годах ставка достигала 10 долларов, но на сегодняшний день – после большого падения в 2014-2015 годах, – она начинает возвращение на предыдущие показатели, приближаясь к эквиваленту в 5 долларов.

О том, почему автоматизация порой не дает желаемых результатов, в своем докладе “Причины неудач при внедрении проектов автоматизации в цепи поставки. И как их не допустить?” объяснила коммерческий директор LLC Sluno Ukraina Татьяна Богдан.

“Каждый проект имеет несколько последовательных этапов. Первый, и по совместительству самый главный – это видение, – говорит Татьяна Богдан. – Нужно ответить себе на вопрос – “чего мы, собственно, хотим?”. Это очень помогает мне на начальном этапе, когда объем стартовой информации может накрыть с головой любого специалиста”.

Подобрать систему, зная желаемый конечный результат, гораздо проще. Однако одной системы мало – нужны еще и процессы. Научившись выбирать системы и справляться с процессами, вы сможете решить проблемы в своих проектах, считает Татьяна Богдан.

Своим опытом в сфере управления запасами в компании ООО “Стиль Д” делится директор департамента логистики Михаил Таран в своей лекции “Сравнение эшелонированных и децентрализованных систем управления запасами”.

“Почему я решил обратить внимание именно на эту тему? Во многом к этому меня подтолкнула моя персональная история”, – говорит Михаил Таран.

Указывая на слайд со схематичным изображением эволюции в представлении Дарвина, Михаил рассказывает об этапах своей работы в ООО “Стиль Д”. Вначале он получил должность руководителя транспортного отделения. Проблемы начались буквально на следующий день: грузы подавались на отгрузку невовремя, машины простаивали, постоянно нужно было договариваться с получателями, чтобы те подождали еще немного. Казалось, центр “вселенского зла” известен – оно сосредоточено в отделе складской логистики. Однако затем Михаил Таран был назначен главой и этого отдела. “Немного разобравшись со складом, я понял, что они не такие плохие на самом деле, – отмечает он. – У этого отдела тоже есть свои сложности, и все “вселенское зло” переместилось для меня в отдел управления запасами”.

Однако прошло время – и Михаил получил в подчинение и этот отдел. Довольно скоро после этого пришло переосмысление: отдел управления запасами – вовсе не вселенское зло, а своего рода нервная система компании.

“Главное правило для нервной системы – она не может работать хаотично, – говорит Михаил Таран. – Иначе получатся конвульсии, а не слаженная работа. В связи с этим мы приняли решение ввести эшелонированную систему управления запасами, которая позволила централизовать работу всей компании”.

О том, как инновации помогают логистическим компаниям увеличивать собственную продуктивность и прибыль, рассказывает Коммерческий директор компании «ЕНЕРДЖИ ГМБХ» Андрей Прядко в своем докладе “Тяговые батареи – как повысить экономический эффект при выборе современных технологий”.

“Еще несколько лет назад литий-ионные батареи считались на украинском рынке своего рода “ноу-хау”, и цена их была достаточно высокой, – говорит Андрей Прядко. – Однако сегодня эта ситуация стремительно меняется”.

Большинство отечественных поставщиков техники уже активно завозят в Украину литий-ионные батареи – что значительно снижает их цену, и одновременно повышает конкуренцию данного продукта со свинцово-кислотными батареями. Такие гиганты украинского ритейла, как Сільпо, Боржоми, P&G, Coca Cola и Nemiroff уже активно используют литий-ионные батареи. И даже если данная технология кажется слишком дорогим приобретением, ее всегда можно взять в аренду – лично проверив, насколько эффективна данная инновация.

“Как найти грань оптимального ассортимента для увеличения эффективности бизнеса и сокращения расходов в цепи поставок?”, задается вопросом Supply Chain Director ТЕДИС Украина Валерий Козлов в своей лекции.

“Все компании и бизнесы настроены на развитие портфеля своих продуктов, поскольку по факту, это – то, что движет бизнес, – говорит Валерий Козлов. – Однако далеко не всегда мы регулярно занимаемся пересмотром своего портфеля, чтобы продвижение своего бизнеса обеспечить”.

Для каждой компании важно раз в несколько месяцев возвращаться на склад, проверяя, что было произведено пять лет назад и осталось невостребованным, а что работает эффективно и зарабатывает “правильную” маржу для компании. Поскольку чем больше компания производит продуктов, которые не соответствуют ожиданиям маркетинга или коммерции, тем больше становится “хвост” ассортимента, и тем сильнее страдает бизнес от сложности работы с этим ассортиментом.

Чтобы обеспечить точную диагностику своего портфеля, Валерий Козлов рекомендует:

провести полный анализ позиций в базе данных

очистить базу данных от неактивных SKU

выделить позиции, которым < 9 месяцев

составить рейтинг по классам A, B, C, D

О новом программном обеспечении для управления складом рассказала Екатерина Малышева, директор по маркетингу Quantum International в своем докладе “Практический кейс использования системы автоматизации склада Qguar WMS в версии 6.0, преимущества и достоинства новой версии для Заказчика”.

Выход системы Qguar WMS в версии 6.0 был анонсирован еще в начале 2018. “Новые версии систем у нас появляются достаточно редко, – отмечает Екатерина Малышева. – Так, наша система управления складом за 20 лет уже успела “переболеть всеми детскими болезнями”, и особое вмешательство в код там не требуется. Однако причиной появления Qguar WMS 6.0 стали изменения на рынке”.

Современный рынок вынуждает системы быть многоплатформенными – их используют на персональных ПК как в системе Windows, так и Linux. Кроме того, терминалы сбора (на которых работает 90% украинских складов) также должны работать одновременно на Windows CE, Windows mobile и Android.

Как настроить зону сборки склада так, чтобы она функционировала максимально эффективно? Кирилл Ченкалов, директор по логистике в “Алло”, рассказывает об этом в своем докладе “Складская логистика. Оптимизация процессов и их результаты. Кейсы компании Алло”.

“Одно из первых изменений, которые мы провели в “Алло”, было изменение топологии в зоне сборки, – говорит Кирилл Ченкалов. – Когда я только пришел в компанию, топология была сформирована так, что один товар мог находиться в нескольких ячейках одновременно. Проанализировав “температурную карту” склада, мы увидели – по всем стеллажам у нас температура одинаковая. То есть, фактически, сборщики, формируя заказ, одинаковое количество раз подходят к каждому стеллажу”.

Чтобы исправить эту ситуацию, в новой топологии было введено главное правило: одна ячейка для одного товара. После этого все товары категории А разместили максимально близко к столам контроля (после которых товар уходит на доставку), товары категории В – чуть дальше, а товары С – в самом конце.

Новая топология помогла не только упростить систему функционирования склада “Алло”, но и значительно ускорить его работу.

О работе со складским персоналом рассуждает ТОП-практик логистики с более чем 12 летним опытом, директор по логистике компании FADO, автор тренинга «Оптимизация транспортной, складской логистики» в Тренинговом Центре TradeMasterGroup Евгений Никушин в своем докладе “Категоризация логистического персонала на складе. Практическая Работа по составлению категорий персонала для своей компании”.

“Если говорить о складском персонале, то это старая дилемма: кто должен работать на складе – специалисты или универсалы?, – задается вопросом Евгений Никушин. – Понятно, все зависит от ситуации. Один человек на складе – от безысходности универсал, а когда их становится два, мы уже начинаем принимать решение – а нужно ли делать специалистом кого-то из них”.

Ключевая задача менеджмента – создать такие условия для складского работника, в которых он сможет полноценно работать, считает Евгений Никушин. Одно из таких условий – материальное поощрение за хорошую работу. Однако далеко не всегда такой стимул отвечает всем задачам компании. Что, если нам нужен работник-универсал? Только материальные блага его не стимулирует – он будет продолжать выполнять лишь часть работы, которая хорошо у него получается; эволюции не произойдет.

Евгений Никушин: для такого “стимулирования” он ввел систему категории персонала, которая позволяет работнику “заслужить” определенную категорию – и носить ее, как звание. Плохо выполненная работа лишает работника “звания” – как и престижа в коллективе. Такая система позволяет не только мотивировать персонал, но и построить эффективную работу склада.

31 мая в рамках конференции также прошло Соревнование водителей вилочных погрузчиков. Официальным партнером соревнований выступила компания Logistic Forklift, которая предоставила свои автопогрузчики Goodsense.

Поздравляем победителей соревнования, а именно:

1 место – компания Агромат

2 место – компания Баядера Логистик

2 место компания Агромат

Организатор конференции – B2B Медиа-группа TradeMasterGroup, поздравляет всех участников XXI Всеукраинского Дня Логиста с приобретенными знаниями, полезными знакомствами и новыми проектами. До встречи на наших следующих конференциях!