В настоящее время наблюдается сжатие рынка Украины. Причиной тому есть то, что часть людей уехала, а оставшиеся стали тратить меньше. В этих условиях остается единственный путь развития – идти на экспорт, потому что только он может принять весь объем продукции, который способен произвести бизнес, и даже больше.
Тут следует поздравить те бизнесы, которым удалось выйти на иностранные рынки и начать наращивать собственные экспортные объемы. Здесь есть за что приветствовать – эти владельцы не пожалели ресурсов, времени и терпения, чтобы планомерно и терпеливо сделать все необходимые шаги и добиться цели. И следует признать, что работы было сделано много – от изучения рынков и вкусов покупателей до просчета экспортной финмодели.
Возьмем в качестве примера такой бизнес. Вот он уже проторил дорожку на экспортный рынок, начал уверенно отгружать. И уже на каком-то этапе начинают появляться новые возможности – договоренности с существующими покупателями о больших объемах или разговоры о контрактах с новыми покупателями.
В этот момент перед бизнесом возникает вопрос – способен ли он обеспечить новые продажи своими объемами производства:
— хватает ли текущих возможностей поставщиков сырья?
— хватает ли существующего персонала?
— хватает ли существующего оборудования?
Поговорим о покупке или модернизации оборудовании. Очень часто это связано с необходимостью расходовать значительные средства. И вынимать их из оборотки может быть очень болезненным для текущей работы бизнеса. А особенно для только экспорта который только-только начался. И именно здесь может быть полезно правило – инвестиции стоит делать за счет отдельных «инвестиционных» денег. Это могут быть новые вливания от собственника, дополнительный кредит, грант. И по теории грамотного инвестирования, «своих» вливаний должно быть не выше такого уровня, на котором банки, доноры и другие инвесторы увидели и успокоились, что вы ТОЖЕ голосуете за этот проект своими средствами, а не только они.
Сейчас не станем подробно говорить о привлечении денег от инвесторов и банков – это отдельные инструменты, которые большинству бизнеса уже давно знакомы. Поэтому поговорим о гранте, как менее известном инструменте финансирования развития бизнеса.
Вокруг бизнес-грантов довольно много неизвестных: Что это такое? Для чего они? Что бизнес должен отдать в ответ за грант? Давайте разбираться.
Бизнес-грант – это деньги:
1. Которые донор дает бизнесу, и которые бизнес должен потратить на собственное развитие.
2. Которые не нужно возвращать донору напрямую.
3. Используя которые бизнес должен выполнить требования донора.
Здесь следует уточнить некоторые вещи.
Что такое «развитие бизнеса»?
Развитие – это когда прибыль бизнеса выходит на другой системный уровень. Это может произойти в результате увеличения объемов или вследствие достижения экономии операционных расходов. То есть вы тратите грант на то, что выводит ваш бизнес на другой уровень.
Что значит «грант не нужно возвращать» и что стоит за «требованиями донора»?
Грантодатель не дает средства просто так. Да, он не требует возврата гранта как кредита. Однако у каждого донора есть свои цели, которые он хочет достичь с помощью бизнесов, которым дает средства на развитие. У разных доноров – разные цели: повысить уровень благосостояния людей в той общине где работает бизнес, уменьшить выбросы СО2 на производстве, создать дополнительные рабочие места.
Теперь перейдем к предметному вопросу: Какая постоянно действующая грантовая возможность существует в Украине, чтобы бизнес имел возможность в срок 3-4 месяца спланировать и получить грант на расширение или обновление парка своего производственного оборудования?
Такой возможностью для бизнеса может стать грант Минэкономики «На перерабатывающее предприятие».
Ключевые детали гранта:
1) цель: помочь купить оборудование. Под «оборудованием» подразумеваются станки, линии, станки – то есть то, с помощью чего происходит физическая или химическая трансформация сырья
2) грант покрывает 50% стоимости оборудования (80% для бизнесов расположенных на прифронтовых территориях)
3) сумма гранта до 8 млн грн.
У этого гранта есть два основных условия:
Первое – дополнительные рабочие места.
В соответствии с суммой гранта бизнес должен создать от 5 до 25 рабочих мест, дополнительно к уже существующим.
Второе – налоги.
По прошествии 3х лет со дня получения гранта, сумма всех уплаченных бизнесом налогов должна как минимум равняться сумме полученного гранта.
Стоит ли брать этот грант?
Чтобы это понять, бизнес должен найти для себя ответы на следующие вопросы:
1) Какая дополнительная прибыль у меня возникнет с учетом созданных дополнительных рабочих мест? Если ее не будет, будет ли это действительно «развитием» моего бизнеса?
2) Какую приблизительную годовую сумму налогов и сборов я уже уплачиваю? Не случится ли так, что, не взяв грант, я буду моими существующими налогами «просто так» его возвращать?
3) Планирую ли я после этого шага дальнейшее развитие своего бизнеса? Если да, то как на мою способность привлекать средства дальше (инвестиции, кредиты) повлияет определенное отбеливание и причесывание моего бизнеса в результате возможного получения этого гранта?
Если Вам интересно узнать об этой возможности больше – можете связаться с нами и обсудить вопросы, которые у Вас появились.
Андрей Якшин
Руководитель отдела привлечения грантов
+380503427812
www.groshi.center